Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Новгородской области 
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

Новгородское губернское казначейство было создано по по­становлению Совета Департамента государственной экономии Ми­нистерства финансов от 16 декабря 1865 года.

Значительно раньше, в 1775 году были образованы уездные казначейства в качестве уездных органов Казенной Палаты для приема и хранения казенных сборов и доходов.

Именно Новгородская казенная палата в ХVШ веке была главным финансовым органом губернии. В Новгородской губернии казенная Палата начала функционировать на основании "Учрежде­ний для управления губерний" от 7 ноября 1775 года, ведала она доходами и расходами казенных средств, надзором за постановкой податного дела, перечислением людей из одного податного сосло­вия в другое, ревизиями (переписями населения), рекрутскими наборами, казенными зданиями. С 1831 года было закреплено де­ление палаты на отделения: хозяйственное, лесное, питейных сборов (при нем в Новгородской казенной палате был соляной стол), казначейское, соляное.

Казначейское отделение выполняло следующие функции:

  • устанавливало бюджет для каждого уезда, ведало составлением и рассылкой окладных листов, продажей госу­дарственных бланков и гербовой бумаги;
  • взысканием штрафов и недоимок, выдачей пенсий и пособий, выдачей кормовых денег арестантам, ведением отчетности по государственным доходам и расходам, земским сбором, выдачей паспортов, ведением след­ственных дел о чиновниках отделения и уездных казначейств и дел по недоимкам, взысканиям и штрафам.

До 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки. В 1863 году последовало преобразование кассового устройства по принципу "единства касс", при этом все казначейства министерств были упразднены и обязанности их возложены на кассы Министерства финансов - казначейства.

Основная обязанность казначейств - собирание госдоходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое или в госбанк. Деятельность казначейств, как исключительно исполнительного органа, проходи­ла по требованиям распорядительных управлений. Самостоятельно казначейства не могли производить каких-либо расходов, ни взыс­кивать налоги, ни слагать недоимки, ни останавливать взыскание их или делать отсрочки платежей. Казначейства должны были следить за своевременным бездоимочным поступлением доходов, представляя сведения о накопившихся недоимках Казенной палате. Избыток доходов уездные казначейства должны были передавать в определенные сроки в губернские казначейства, а последние в государственный банк. Кроме этого на казначействах лежала обязанность выдачи свидетельств и патентов на торгово-промыш­ленные предприятия и акцизные сборы, а так же продажа марок и гербовой бумаги.

1833 годом датируются первые документы Новгородского уезд­ного казначейства об отпуске денежных сумм на расходы учрежде­ниям ведомства Военного министерства, монастырям и духовным лицам- 1843 г, документы по "вступаемым деньгам по Новгороду и Старой Руссе по питейным откупам"- '1834г.

Среди документов Новгородского губернского казначейства 1866 года сохранились "Правила счетоводства и отчетности ка­зенных палат и казначейств по окладным сборам", в которых содержатся вопросы порядка приема и возврата сумм, поступающих в особые (досрочные) взносы по выкупным платежам; порядка расче­тов по особым взносам, зачисления на оклад выкупных плате­жей и погашения выкупного долга дополнительным наделам и льгот­ным участкам и др. В разделе "О счетоводстве казначейств по ок­ладным сборам" расписаны правила:

- о составлении и рассылке окладных листов по сборам с надельных земель крестьян;

- о составлении и рассылке окладных листов с земель частных вла­дельцев;

- о ведении расчетных книг;

- о перечнях, открываемых при расчетных книгах по окладным сборам.

"Памятная книга Новгородской губернии 1899 года" сохра­нила имена чиновников - служащих губернского казначейства. Губернским казначеем был А.И.Прилежаев, его помощником - Д.И.Харченко, старшим бухгалтером - П.П.Мининский, кассирами - А.В.Лазаревич-Шепелевич, Е.И.Егоров, младшими бухгалтерами - А.Г.Слезский, О.И.Швердыкович-Ковалевский, А.Т.Каменев, письмоводителем - В.Н.Великославинский. Штатные расписания уездных казначейств предусматривали должности казначея, помощника и бухгалтера.

Первым было образовано Крестецкое уездное казначейство в 1791 году, затем в 1834 - Демянское, в 1861 - Старорусское , в 1865 году - Боровичское уездное казначейство.

На 1915 год Новгородское губернское казначейство располагалось в Кремле, в здании Присутственных мест.

По архивным документам, можно представить каким образом происходило определение на службу чиновников казначейства. Сохра­нилось дело "По прошению А.В.Иванова о предоставлении ему служ­бы в губернском казначействе" (1889г./)

Служащий Новгородской губернской земской управы, отставной канцелярский служащий Киевской казенной палаты Иванов Алексей обратился в Новгородское губернское казначейство об определении на службу. Прошение его, пройдя по инстанциям: Новгородское губернское казначейство, Новгородская казенная палата, Канцелярия Новгородского губернатора - было удовлетворено и Алексей Иванов был определен в штат Новгородского губернского казначейства и причислен в первый разряд канцелярских служащих. Новгородскому казначейству предписывалось привести Иванова A.В. к присяге и присяжный лист представить в Казенную палату. Объявление об оп­ределении в должность направлялось в редакцию "Новгородских губернских новостей" для публикации.

Большинство чиновников уездных казначейств, судя по форму­лярным спискам служащих, начинали свою служебную карьеру с долж­ностей письмоводителей (писцов) или счетных чиновников. Прояв­ляя "усердную службу и особые труды... допускались к исправлению должностей" помощника бухгалтера, бухгалтера, старшего бухгалтера, казначея.

В соответствии с циркуляром "О порядке производства расходов в случае мобилизации армии" от 16 января 1897 года, не подлежали оглашению и должны били в казначействах храниться под ключей" документы по мобилизации - о получении денег военными частями в первый день объявления мобилизации, о кредитах по медицинской части.

По Высочайше утвержденному "Наставлению для мобилизации пехоты", изданном в 1901 году, Губернское казначейство составляло очередность при выдаче денег войсковым частям из Губернского казначейства и сберкасс: "Независимо от того будет ли это день табельный, праздничный или будничный ...ибо несвоевременная получка денег задержит покупку вещей, необходимых для похода". В списке воинских соединений, получающих деньги в первый день мобилизации: штаб 22 Пехотной дивизии, 85 пехотный Выборгский полк, 88 пехотный Петровский полк, 87 пехотный Нейшлотский полк, Гвардейский запасный Кавалеристский полк, 22 артиллерийская бригада и другие "квартирующиеся части в Новгородском уезде."

Под грифом "секретно" проходили описания фальшивых кредит­ных билетов. Это были подложные кредитные билеты пятирублевого достоинства образца 1895 года, фальшивая золотая пятирублевая монета, поддельный кредитный билет 500-рублевый образца 1898 года и др. Так, 29 декабря 1909 года отдел кредитных билетов Государственного банка сообщал о появлении в обращении поддель­ных 50-рублевых билетов образца 1899 года. Письмо адресовалось губернскому и уездным казначействам: "За последнее время в об­ращении фальшивые кредитные билеты 50-рублевого достоинства образца 1899 года довольно искусной подделки. Признаки этого рода подделки:

1. поддельные билеты представляют собой фото­графический отпечаток, исполненный на специально отпрепариро­ванной с обоих сторон бумаге, а засим раскрашенный и отретуши­рованный от руки;

2. цифры "50" я слова "РУБ." взаимно пересе­кающиеся на лицевой стороне билета, на поддельном отсутствуют;

3. вся черная печать расплывчата, особенно это заметно на портрете;

4. расцветка оборотной стороны произведена крайне грубо, причем особенно неотчетливо воспроизведена повторяющаяся на бордюре крупная пропись "50 пятьдесят руб. 50".

Давая знать о такой подделке конторам, отделениям я казначействам, государ­ственный банк присовокупляет, что на обнаруженных до настоящего времени фальшивых билетах имеются литеры и номера А.3.545.678 и А.К.180.714 и гриф кассира "Метц". (В документах уездных казначейств сохранились описания поддельных кредитных билетов, процентных бумаг, купонов, гербовых знаков и т.п.)

Новгородское губернское и уездные казначейства регулярно получали циркулярные письма Отдела по банковским операциям в казначействах и Отдела кредитных билетов Центрального управления государственного банка, Управляющего государственным банком и других вышестоящих организаций. Здесь содержались рекомендации по деятельности казначейств: "О мерах к обновлению находящегося в обращении разменного, серебра" (май 1903 года), "О введении в казначействах покупки и продажи 4% свидетельств Крестьянского банка" (июнь 1903г.) "О применении кожаных сумок для пересылки монеты на Санкт-Петербургский Монетный Двор" (1905г.), "О сорти­ровке поступающей от публики мелких купюр" (1904г.), "О зачис­лении в ветхие лишь негодных к дальнейшему обращению кредит­ных билетов" (1906г.), "О порядке производства кассовых выдач", (1907г.), "О порядке высылки загрязненной серебряной монеты и приема промытой монеты" (1912г.), "О выпуске в обращение 500-руб­левых билетов 1912 года образца" (1913г.) и др.

В 1913 году казначейства получили циркулярное письмо От­дела кредитных билетов Госбанка "О новых прессах для пробивки ветхих кредитных билетов и тиражных процентных бумаг". Рекомен­довано было с получением пресса, изготовленного на фабрике Лиш­ке, принять такой порядок работы: "Ветхие кредитные билеты, поступающие в казначейства и отсылаемые в подлежащие учрежде­ния Госбанка, пробивать дважды прессом, а именно: имеющимся ны­не в казначействе прессом пробивать по-прежнему подпись управ­ляющего и вновь высланным вырубать подпись кассира... Сообщая о сем, Государственный банк дает знать, что ящик от стола к прессу Лишке, в который падают вырубленные подписи кассира, дол­жен быть всегда заперт, а ключ храниться у казначея, самые же вырубки должны быть уничтожаемы путем сожжения ежедневно, не­медленно по окончании пробивки и при том обязательно в присут­ствии казначея пли заменяющего его лица".

В письменных уведомлениях Управляющего Новгородским отделением Государственного банка определялись нормы разменного капитала казначейств. Так, для Боровичского казначейства на 1908 год это была сумма в 40.000 рублей всех купюр. "Сообщая о сем, - говорилось в документе,- прошу Вас, Милостивый государь, принять к неуклонному исполнению распоряжение Государственного банка... и все излишки разменного капитала, превышающие установленную норму 40.000 рублей, безотлагательно выслать в Отделение тотчас же в послебалансовые дни 1,8,16,23 каждого месяца, не ожидая особых распоряжений на то Отделений банка". Согласно распоряжения Госбанка от 8 апреля 1909 года мобилизационный фонд Боровичского казначейства был увеличен в размере 112.000 рублей сверх 40.000 рублей нормы. Храниться этот мобилизационный фонд должен был в Тверском отделении Государственного банка и при объявлении мобилизации подлежал высылке Боровичскому казначейству.

В связи с донесениями Казенных палат о случаях вооруженных нападений на казначейства, Департамент государственного казна­чейства издало секретное циркулярное письмо "Об охране казна­чейств" (№ 37 от 05.05.1906г.), подписанное директором С.Вебером. "Следует озаботиться устройством прочных запоров во входных две­рях казначейств и караульных помещениях...снабдить дверь предох­ранительной цепью. Если казначейство помещено в глухой, малолюдной части города и притом в нижнем этаже, желательно устроить прочные решетки на окнах, доступных для взлома...Ворота и калитки, веду­щие во двор казначейства, должны быть постоянно заперты прочными замками с внутренней стороны. Наружные стены кладовой и вход в ночное время должны освещаться фонарями... Следует иметь стро­гое и постоянное наблюдение за точным исполнением очередного де­журства чиновниками казначейства. По уходе служащих после окон­чания дневных занятий в казначействе должны безотлучно находить­ся, кроме дежурного чиновника, не менее двух вооруженных при­сяжных: один на карауле, при кладовой, другой - дежурный... Рас­сыльных с пакетами и приходящую для покупки гербовых знаков и карт публику допускать в казначейство по звонку и по опросе и осмотре в образующееся в дверях от предохранительной цепи отверс­тие... Начиная с 8 или 9 часов вечера до 6 или 7 часов утра каз­начейство должно быть закрыто для всех без исключения посторон­них лиц...". Кроме этого было сделано распоряжение о "помещении усиленных полицейских постов по возможности ближе к помеще­ниям казначейств... Ночным полицейским предложено возможно чаще посещать местность, прилегающую к казначейству и вызывать по звонку к дверям дежурного чиновника для удостоверения, что все обстоит благополучно... По условному сигналу об опасности долж­ны посылаться военные патрули для оказания помощи казначейству". В связи с этими рекомендациями крестецкий уездный исправник для усиления охраны казначейства назначил постоянно двух стражников. В октябре 1906 года 125 рублей были израсходованы на устройство электрической сигнализации в казначействе уезда.

По заявлениям уездных казначейств "исправление и наблюдение за исправностью электрической сигнализации сопряжено со значительными затруднениями по отсутствию на местах лиц, знакомых с этим делом". По этому распоряжением Департамента государственного казначейства от 30.03.1913 г. обязанности эти были возложены на "почтово-телеграфных надсмотрщиков за особое, из средств Министер­ства финансов, вознаграждение."

В сентябре 1917 года в Крестецком казначействе система сигнали­зации была "простая, с рабочим током, действующая посредством смыкания проводов, число элементов - 7. Казначейство было соединено с полицейским управлением, дежурной комнатой городо­вых полицейских стражников и Управлением воинского начальника." (После событий 1917 года это были соответственно помещения комиссариата, комната милиционеров и Управление воинского на­чальника). Для надзора за сигнализацией не было особого над­смотрщика и обязанность эта возлагалась на бухгалтера II раз­ряда Н.Ф.Кудряшова за плату по соглашению.

На деятельности уездных и губернского Новгородского каз­начейств отразились военные события 1914 года и резолюций 1917.

На основании ст.4 Высочайше утвержденного 17 июля 1914 года "Положения о вывозе по военным обстоятельствам", 23 ав­густа 1914 года были утверждены "Частные правила о вывозе имущества казенных палат и казначейств по военным обстоятель­ствам". В соответствии с этими правилами имущество казенных палат и казначейств при вывозе разделялось на:

1. имущество, подлежащее обязательному вывозу,

2. имущество, вывоз которо­го желателен при наличности достаточных перевозочных средств,

3. имущество, подлежащее уничтожению при вывозе,

4. иму­щество, оставляемое на местах.

К п.1 в казначействах относи­лись денежные ценности (за исключением медной монеты) ,в том числе кредитные билеты, золотая монета, процентные бумаги, вексельный портфель, серебряная монета, тиражные бумаги и оп­лаченные купоны;

К п.2 - медная монета, книги объявлений, книги лицевых счетов по сберкассе, бухгалтерские книги по депози­там и спец. средствам, прочие расчетные книги;

К п.3 - опла­ченные, но невысланные векселя, принятые во вклады сберега­тельные картонки, контрамарки на обывательские подводы (так записано в документе), гербовые знаки всех видов, бланки пе­реводных билетов, телеграмм, квитанций. "Печати, шифры, сло­вари к ним вывозятся начальниками учреждений при себе".

По "Положению..." казначейства прекращают все операции и начинают вывозить имущество после распоряжения командующе­го армией (начальника военного округа) или Министерства финан­сов. При этом упаковка имущества должна производиться по за­ранее подготовленным описям "По закрытии казначейства ценности вывозятся в сопровождении казначея и старшего бухгалтера и всех находящихся в казначействе присяжных. "При невозможности вывоза,- говорится в документе,- необходимо принять меры к уничтожению ценностей и билетов химическим способом или боль­шим прессом Лишке".

В марте 1917 года казначейство Демянского уезда, как и казначейства других уездов, было взято под охрану Временным воинским начальником и комендантом и охранялось караулом из воинских чинов. Обязанности уездного комиссара Временного пра­вительства было возложено на Председателя Демянской земской управы и он "распоряжался средствами на содержание чинов ми­лиции и на другие надобности, которые будут выдвинуты обстоя­тельствами времени".

В июле 1917 года в Москве проходит съезд казначейских служащих, на котором рассматривались вопросы смешения старших служащих, назначения на новые должности по выбору служащих, улучшения материального положения, вопросов участия служащих в решениях, касающихся их вознаграждения, выдачи пособий и т.п. В соответствии с проводимыми демократическими преобразованиями служащие требовали предоставления им больших прав. В цирку­лярном письме, подписанном временно управляющим министерства финансов А.Хрущевым, давались разъяснения: "Самовольное сме­щение уездных казначеев, так же как и губернских, грозит опасностью не только правильностью хода дел в казначействах, но и самой сохранности вверенных им денег... Само собой разу­меется, что собрания служащих не должны происходить в служебное время и неблагоприятно отражаться на служебных занятиях и на своевременности исполнения палатами и казначействами их обязан­ностей... Справедливость требует отдать должное служащим казна­чейств. Они всегда были образцом исполнения служебного долга и ра­ботали не за страх, а за совесть, в военное же время труд их еще более увеличился. Я вполне уверен, что служащие будут и впредь с прежнею интенсивностью исполнять своп долг, если сроч­ность и неотложность дела потребуют занятий сверхурочных часов, помятуя, что ими обслуживаются многообразные интересы населения".

Декретом СНК от 1 ноября 1918 года казначейства были упразднены.

Основание: Ф-419, оп.1, д.1,2,6,3,5 оп.2, д.10; Ф-418, оп.1, д.146,179,160; Ф-420, оп.2, д.2,6; Ф-421, оп.1, д.2; Ф-445, оп.1, д.7; "Памятная книжка Новгородской губернии" 1899г.

Директор архива Т.Б.Чуйкова

Зав.отд.использования документов Т.А.Данько